02 марта 2021 Москва, Марриотт Ройал Аврора
Форум благотворителей и меценатов
Форум благотворителей и меценатов
02 марта 2021
Москва, Марриотт Ройал Аврора
«Чем больше человек дает людям и меньше требует себе, тем он лучше; чем меньше дает другим и больше себе требует, тем он хуже»

Л.Н. Толстой
 
Обрушившаяся на Россию в марте 2020 года пандемия коронавируса заставляет действовать быстро и в обстоятельствах неопределенности. Как работает инфраструктура благотворительности в период пандемии COVID-19, в чем проявляются ее сильные и слабые стороны, что нужно совершенствовать — об этом и пойдет речь на конференции.

 

В фокусе:

  • Какая инфраструктура благотворительности нам нужна?
  • Тренды развития корпоративной благотворительности
  • Антикризисный менеджмент в благотворительной организации
  • Мы все учились понемногу: личные истории самообразования в благотворительности

Целевая аудитория:

  • Руководители благотворительных фондов и организаций, оказывающих благотворительную помощь
  • Владельцы бизнесов
  • Руководители КСО-корпораций
  • Семейные офисы
  • Союзы и ассоциации НКО
  • Союзы волонтеров и интеллектуальные волонтеры

Материалы

Программа

08:45 – 09:20
09:20 – 09:55
1

Какими словами мы говорим о благотворительности? Есть ли разница между молодежной лексикой и языком старшего поколения? Насколько непонятен для широкой аудитории и СМИ язык профессионалов некоммерческого сектора? Чем в современном русском языке отличаются значения слов «благотворитель» и «филантроп» или «волонтер» и «доброволец»? Что такое «кинь донат»? Возможно, ответ на эти и другие вопросы даст исследовательский проект Центра исследований филантропии УрФУ и составленный в результате новый толковый словарь терминов благотворительности: обсудим на сессии основные сюрпризы и противоречия, возникшие в ходе работы.

Из прямой речи:
«Создание универсального межотраслевого глоссария современной благотворительности на основе закрепившихся в современном русском языке понятий, терминов и определений данной сферы позволит сократить расхождения и противоречия между обыденной речевой практикой, профессиональным языком, а также законодательством. Новый словарь — способ популяризировать сферу благотворительности и повысить осведомленность о ее основных понятиях в различных аудиториях».

Вступительное слово
Глеб Прозоров, исполнительный директор, Forbes

Модератор
Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию, «Благосфера»

Ключевое выступление
Елена Чернышкова, директор, Центр исследования филантропии и социальных программ бизнеса УрФУ

«Словарь благотворительности – новейший, на русском языке»

09:55 – 10:00
10:00 – 11:30
2

«Мир делится на два класса: одни веруют в невероятное, другие совершают невозможное».
Оскар Уайльд

Весной 2020-го года в разгар первой волны коронавируса НКО, бизнесы и люди объединились, чтобы помогать. Инфраструктура сектора начала разворачиваться для борьбы с пандемией.

Модераторы
Елена Тополева, председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО, Общественная палата РФ; директор, АСИ
Юлия Варшавская, главный редактор, Forbes Life и Forbes Woman

Участники дискуссии
Александра Александрова, первый заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Елена Кохановская, директор по внешним коммуникациям и связям с общественностью, группа МТС
Юлия Мазанова, заместитель генерального директора по устойчивому развитию и коммуникациям, «Металлоинвест»
Фатима Мухомеджан, директор, благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт»
Оксана Орачева, генеральный директор, Благотворительный фонд Владимира Потанина
Мария Черток , директор, благотворительный фонд развития филантропии «КАФ»
Ксения Франк, председатель наблюдательного совета, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко

Главный инфраструктурный ресурс — благотворительность граждан — среагировал первым и быстро, например, фонд «Ночлежка» сообщал, что апрель 2020 г. был рекордным по пожертвованиям за всю его историю. Но летом стали приходить сообщения, что в целом у фондов падают сборы. Вероятно, цифровые платформы и социальная реклама могут частично исправить положение.
Включился и второй главный инфраструктурный ресурс — корпоративный сектор. Пришли сообщения о том, что фонд Елены и Геннадия Тимченко решил передать на борьбу с эпидемией 3,1 млрд. рублей, акционеры холдинга USM Алишера Усманова направили на эти же цели 2 млрд рублей, а входящий в него «Металлоинвест» - еще 3 млрд. Но кризис уменьшил доходы у всех, а особенно у среднего бизнеса, и точно корпоративные пожертвования будут падать.
Но кризис уменьшил доходы у всех, а особенно у среднего бизнеса, и точно корпоративные пожертвования будут падать.
К ресурсным центрам и фондам местных сообществ присоединился и фонд В. Потанина, вложивший 1 млрд рублей для поддержки НКО, но что будет дальше с финансированием этой части инфраструктуры?
Были сообщения о примерах партнерств в благотворительных проектах с участием явных конкурентов по бизнесу — например, фонд «Друзья» смог сделать единый проект с «Яндексом», «Ситимобил» и Gett.
Эти примеры есть маленькая часть общей картины, а какая она в целом? Об этом пойдет речь на сессии.

11:30 – 11:45
11:45 – 12:45
3

«Вот говорят — время все изменит, но всякий раз оказывается, что приходится все менять самому»

Весной 2020-го года в разгар первой волны коронавируса НКО, бизнесы и люди объединились, чтобы помогать. Инфраструктура сектора начала разворачиваться для борьбы с пандемией.

Главный инфраструктурный ресурс — благотворительность граждан — среагировал первым и быстро, например, фонд «Ночлежка» сообщал, что апрель 2020 г. был рекордным по пожертвованиям за всю его историю. Но летом стали приходить сообщения, что в целом у фондов падают сборы. Вероятно, цифровые платформы и социальная реклама могут частично исправить положение.

Включился и второй главный инфраструктурный ресурс — корпоративный сектор. Пришли сообщения о том, что фонд Елены и Геннадия Тимченко решил передать на борьбу с эпидемией 3,1 млрд. рублей, акционеры холдинга USM Алишера Усманова направили на эти же цели 2 млрд рублей, а входящий в него «Металлоинвест» - еще 3 млрд. Но кризис уменьшил доходы у всех, а особенно у среднего бизнеса, и точно корпоративные пожертвования будут падать.

Но кризис уменьшил доходы у всех, а особенно у среднего бизнеса, и точно корпоративные пожертвования будут падать.

К ресурсным центрам и фондам местных сообществ присоединился и фонд В. Потанина, вложивший 1 млрд рублей для поддержки НКО, но что будет дальше с финансированием этой части инфраструктуры?

Были сообщения о примерах партнерств в благотворительных проектах с участием явных конкурентов по бизнесу — например, фонд «Друзья» смог сделать единый проект с «Яндексом», «Ситимобил» и Gett.

Эти примеры есть маленькая часть общей картины, а какая она в целом? Об этом пойдет речь на сессии.

Модератор
Анна Фрадкина, телеведущая

Участники дискуссии
Елена Альшанская, директор, благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
Алексей Белянин, старший научный сотрудник, Международная лаборатория экспериментальной и поведенческой экономики
Юлия Богданова, старший менеджер КСО, KPMG
Илья Фоминцев, исполнительный директор, фонд медицинских решений «Не напрасно»
Алексей Сиднев, управляющий группы компаний, генеральный директор, Senior Group
Екатерина Клочкова, врач, физический терапевт, директор, АНО «Физическая реабилитация»

11:45 – 12:45
4

«Нельзя готовить социальные перемены, не делая никаких шагов в направлении желательных перемен»
Петр Алексеевич Кропоткин, русский философ

Некоммерческие организации развиваются в пространстве местных сообществ и формальных институтов. Таким образом, восприятие социальной активности зависит от имиджа НКО и эффективности коммуникаций с органами власти. При этом формальные институты могут быть адекватными потребностям сектора, создавать для него поле благоприятных возможностей функционирования и развития, а могут быть, наоборот, тормозом для гражданской активности. Очевидно, что в разных организациях взаимодействие с органами власти и СМИ выстраивается совершенно по-разному. В ходе дискуссии мы попытаемся найти обобщенные алгоритмы и модели, которые потом с определенными уточнениями могли бы применяться самым широким кругом организаций.

Модератор
Вадим Ковалев, первый заместитель исполнительного директора, ассоциация менеджеров; член Общественной палаты г. Москвы

Участники дискуссии:
Ирина Воробьева, журналист, радиостанция «Эхо Москвы»
Екатерина Драгунова, председатель Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы
Роман Карманов, первый заместитель генерального директора, ИД «Комсомольская правда»
Александр Цыпкин, общественный деятель, публицист
Арина Шарапова, заместитель председателя, Общественная палата Москвы

12:45 – 13:00
13:00 – 14:15
5

«В тяжелые времена от деловых людей толку больше, чем от добродетельных».
Фрэнсис Бэкон

Тренды развития корпоративной благотворительности последних докоронавирусных лет казались поступательными, устойчивыми и понятными. Благотворительность как часть общей стратегии, активное продвижение долгосрочных системных проектов в партнерстве с государством и некоммерческим сектором, ориентация на повышение эффективности социальных инвестиций, вовлечение в достижение Целей устойчивого развития ООН. Реакцией большинства лидеров корпоративной благотворительности на пандемию стало возвращение почти забытого формата оперативной адресной помощи в борьбе с коронавирусной инфекцией, на которую выделялись существенные средства. При этом часть системных проектов и поддержка основной деятельности НКО становились на паузу. А часть бизнеса наоборот запустила новые благотворительные проекты, перестраивая форматы с учетом требований времени.

Как меняется стратегия реализации корпоративной благотворительности и социальных инвестиций? Что сохранится, а что будет трансформировано? Какие новые критерии эффективности благотворительной деятельности диктует бизнесу ситуация неопределенности?

Модератор
Игорь Соболев, советник генерального директора, «Фонд президентских грантов»

Участники дискуссии
Наталья Гончар, начальник департамента корпоративных отношений, «Сахалин Энерджи»
Оксана Косаченко, президент, благотворительный фонд «Система»
Наталья Поппель, начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду, «Северсталь»
Галина Секиринская, начальник управления по корпоративному бренду, Х5 Retail Group
Татьяна Степанова, директор по маркетингу, торговая сеть «Перекресток»
Игорь Сухотин, директор департамента социальной политики, «Норникель»
Ирина Талашова, управляющий по взаимодействию с общественными организациями и благотворительным программам, аффилированные компании ФМИ в России

13:00 – 14:15
6

Пандемия COVID-19 оказала и продолжает оказывать влияние на развитие сектора НКО в России. Плохая новость в том, что НКО сталкиваются с дефицитом бюджета и вынуждены экономить на административных расходах, зарплатах, оборудовании. Часть системных проектов и затраты на основную деятельности во многих случаях были поставлены на паузу. А хорошая новость состоит в том, что появились новые проекты и началась быстрая перестройка форматов работы с учетом требований нашего непростого времени. Еще год назад существование некоторых из них трудно было себе представить: НКО массово перекраивали свои сайты, создавая на них функционал с удобными способами совершения пожертвований, активность работы в соцсетях выросла в разы, что увеличило сборы, модернизировался селебрити-менеджмент. Появились примеры партнерств, когда конкурирующие между собой бизнесы создавали общий благотворительный проект, начался быстрый рост числа платформ, методы фандрайзинга пошли на очередной виток совершенствования, диджитализация проникла во все сферы деятельности НКО. Эти новые проекты и технологические находки останутся с нами, и их можно масштабировать, примеры некоторых из них будут приведены на сессии.

Модератор
Ксения Дмитриева, руководитель программы «Особый взгляд», благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт»

Участники дискуссии:
Александра Бабкина, директор социальных проектов, Mail.Ru Group
Евгения Белотелова, управляющий партнер, группа компаний Philin Philgood
Люси Виноград, лидер, платформа Better
Никита Кукушкин, актер театра и кино, один из ведущих актеров "Гоголь-центра", основатель проекта «Помощь», учредитель благотворительного фонда «Я в помощь».
Рамазан Меджидов, генеральный директор, основатель, Международная благотворительная платформа Tooba
Юлия Назарова, президент, БФ «Фонд продовольствия Русь»
Артем Шадрин, старший директор по инновационной политике, НИУ ВШЭ

14:15 – 15:00
15:00 – 16:15
7

«…Я иду и размышляю не спеша
То ли стать мне президентом США,
То ли взять да и окончить ВПШ!..».
Александр Галич

сможешь. Это правда — занимаясь самообразованием, большинство рассчитывает на карьерный рост. Но есть не так уж и мало людей, для которых самообразование — это убежище, где они пережидают трудные времена и в работе, и в личной жизни. И когда жизненные обстоятельства меняются в лучшую сторону, такие люди выходят из своего убежища совершенно обновленными и совершают в профессии такие вещи, на которые у многих уходят годы. А для некоторых постоянное, можно сказать, агрессивное самообразование — единственный способ избежать профессионального выгорания. Они ежесекундно чему-то учатся и ежесекундно же пытаются приладить полученные знания к своим профессиональным обязанностям.

Благотворительная сфера отдельно интересна тем, что многие годы, по сути, только самообразование рождало профессионалов сектора, а они определяли и создавали границы профессии.

На сессии выступят известные представители сектора и расскажут, какие обстоятельства послужили для них триггером пойти учиться, чему и где учились, и самое главное, как это способствовало их профессиональному росту.

Модератор
Эльвира Алейниченко, руководитель, Центр управления социальных инноваций GrantRafting

Выступления
Митя Алешковский, председатель совета, благотворительный фонд «Нужна помощь»
Александра Бабкина , руководитель проекта «Добро Mail.Ru», Mail.Ru Group
Наталья Каминарская, директор, «Благосфера»
Анастасия Кафланова, директор, «Фонд борьбы с лейкемией»
Наталья Поппель, начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду, «Северсталь»
Илья Типунин, генеральный директор, «Фонд Андрея Мельниченко»

15:00 – 16:15
8

«Взгляд свысока и взгляд с высоты – это совершенно разные вещи. К сожалению, первое часто выдается за второе».

Во всем мире ковидный кризис провоцировал дискуссию о том, как доноры должны поменять свою работу, чтобы помочь НКО быть более эффективными и тратить на обслуживание грантов меньше ресурсов. Это очень важная тема, которая в России недостаточно обсуждается, а проблема есть: особенно в ситуации кризиса, НКО как никогда нужна гибкая и долгосрочная поддержка, что требует роста доверия между донорами и получателями и смены практик, которые наши доноры зачастую считают незыблемыми. Обсуждение проблемы пройдет на основании исследование о том, как НКО воспринимают различные практики доноров (речь идет о грантодающих организациях).

Модераторы
Мария Черток, директор, благотворительный фонд развития филантропии «КАФ»
Юлия Варшавская, главный редактор, Forbes Life и Forbes Woman

Участники дискуссии
Анастасия Ложкина, ментор по фандрайзингу, со-основатель «Клуба фандрайзеров»; создатель телеграм-канала «Лайфхаки фандрайзинга»
Марина Михайлова, директор, Архангельский центр социальных технологий «Гарант»
Мария Морозова, генеральный директор, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко
Оксана Орачева, генеральный директор, Благотворительный фонд Владимира Потанина
Кира Смирнова, исполнительный директор, благотворительное собрание «Все вместе»
Юлия Ходорова, руководитель группы исследований, благотворительный фонд развития филантропии «КАФ»

16:15 – 16:30
16:30 – 18:00
9

«Мы обязательно выберемся. Каждый найдет путь для себя. Может, это будет какой-то новый путь»

Темы для обсуждения:

  • Что может сделать благотворительная организация в «неудачный» год: в период кризиса и застоя в экономике?
  • Кризис изнутри и снаружи: уход лидера организации, потеря ключевых партнеров или сотрудников, изменение стратегии развития организации. Как реагировать на эти вызовы?
  • Как обеспечить развитие организации в ситуации неопределенности?
  • Есть ли рычаги влияния на бизнес-структуры у благотворительного сектора?
  • Изменение в подходе к управлению НКО. Цифровизация нам поможет?

Модератор
Оксана Разумова, председатель правления, благотворительный фонд «Друзья»

Выступления
Мария Баландина, управляющий директор, фонд «Друзья»
Дарья Байбакова, директор московского филиала, «Ночлежка»
Елена Береговая, директор, благотворительный фонд «Образ жизни»
Екатерина Милова, директор, фонд борьбы с инсультом «ОРБИ»
Елизавета Олескина, директор, благотворительный фонд «Старость в радость»
Анастасия Приказчикова, генеральный директор, благотворительный фонд «Подарок ангелу»


Дискуссия. Контролируйте свои финансы, или их нехватка будет контролировать вас

16:30 – 18:00
10

«Наш рейтинг – яркая иллюстрация афоризма: «Всё уже сказано, но не все услышали»

В апреле 2020 года рейтинговое агентство RAEX опубликовало «Рейтинг благотворительных некоммерческих организаций», который активно обсуждается в благотворительном сообществе. Из рейтинга следует, что финансовые ресурсы, доступные российской организованной благотворительности, относительно скромны и несопоставимы с их огромным влиянием на жизнь российского общества. Лишь менее 1/5 благотворительной деятельности осуществляется «классическим» способом — через благотворительные организации. Остальное идет через корпорации и/или безденежным путем. Напрашивается вывод, что роль благотворительных организаций вторична. Так ли это?

Наиболее распространенными направлениями деятельности включенных в рейтинг фандрайзинговых НКО являются благотворительная медицинская помощь, а также поддержка и адаптация социально уязвимых групп граждан — примерно 86 % совокупного объема пожертвований фандрайзинговых организаций, включенных в рейтинг. На третьем месте — НКО, специализирующиеся на благотворительной поддержке культуры и искусства, — 11,5 %. Другие направления практического развития не получили. Соответствует ли деятельность благотворительных организаций всем нашим потребностям?

Информационная открытость большинства благотворительных фондов, мягко говоря, не совершенна. Это результат неразвитости отрасли или баланс между расходами на раскрытие информации и запросом потребителей?

Сектор сильно концентрирован. На долю топ-10 фандрайзинговых НКО по объемам поступлений пришлось 60 % всех полученных пожертвований. При этом 59 % представленных в рейтинге фандрайзинговых НКО позиционируют себя как межрегиональные или федеральные организации, однако благотворительный фандрайзинг — это преимущественно столичное явление. Какие выводы о перспективах развития можно сделать исходя из этих цифр?

Модератор
Елена Чернышкова, директор, Центр исследования филантропии и социальных программ бизнеса УрФУ

Ключевой доклад
Дмитрий Гришанков, генеральный директор, рейтинговое агентство RАЕХ

Участники дискуссии
Татьяна Апатова, исполнительный директор, БФ «Правмир»
Лев Амбиндер, президент, «Русфонд»; член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Юлия Данилова, главный редактор, Милосердие.ру
Ольга Дроздова, руководитель проектов, Агентство социальной информации
Фаина Захарова, президент, БФ «Линия жизни»
Наталья Полякова, исполнительный директор, благотворительный фонд «Абсолют-Помощь», благотворительный фонд Александра Светакова «Свет»
Наталья Поппель, начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду, «Северсталь»
Анна Сошинская, президент, благотворительный фонд Amway «В ответе за будущее»; руководитель отдела корпоративной социальной ответственности, Amway

18:00 – 18:15
18:15 – 19:00
11

«….никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»
Михаил Булгаков

Формат сессии – общая дискуссия по темам:

Какие за последнее время появились произведения в литературе, живописи, в киноискусстве, которые тем или иным образом затрагивают тему благотворительности.

Кто из российских и зарубежных деятелей искусства обращаются к теме благотворительности?

Какие произведения конкретно можно было бы назвать? О чем они? Какой к ним интерес?

Существует ли осязаемое влияние современного искусства на развитие благотворительности в обществе?
Модераторы
Наталья Поппель, начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду, «Северсталь»
Александр Вихров, меценат, учредитель, фонд гуманитарных инициатив «Для мира и блага»

Выступления
Дмитрий Озерков, заведующий отделом современного искусства, Государственный Эрмитаж
Ирина Прохорова, главный редактор издательства «Новое литературное обозрение», соучредитель Благотворительного Фонда Михаила Прохорова
Олег Рой, писатель

Спикеры

Контакты

Сухоруков Юрий
Сухоруков Юрий
Старший руководитель проектов FCongress
Серебряков Сергей
Серебряков Сергей
Менеджер по вопросам партнерства FCongress
Зенькова Анастасия
Зенькова Анастасия
Менеджер по вопросам аккредитации СМИ FCongress
Шуматова Надежда
Шуматова Надежда
Координатор проектов FCongress