Сектор благотворительных фондов и НКО вступает в 2023 год не в лучшей форме. Существенно упали сборы у фандрайзинговых фондов, часть бизнесов, которые традиционно участвовали в благотворительных проектах и программах, покинули Россию, многие крупные российские компании сократили программы корпоративных пожертвований, к сожалению, понесло потери и интеллектуальное волонтерство, люди уехали. Российский список Forbes укоротился и существенно похудел, вероятно, благотворительность состоятельных граждан может оказаться не столь щедрой, какой она была в прежние годы. Убавилось и социальной рекламы в медиапространстве.
Но сектор работает, опыт пандемийных лет не прошел даром и позволяет найти способы адаптироваться к условиям «новой реальности». Вероятно, ситуация подтолкнет к тому, что корпоративный сектор станет активнее осуществлять совместные благотворительные проекты. Если макроэкономическая ситуация существенно не ухудшится, можно ожидать стабилизации сборов у фандрайзинговых фондов, возможно, начнут появляться новые деньги от новых собственников иностранного бизнеса. Все это вероятно, но автоматически не гарантировано, и сектор на это повлиять не может. Однако будет пробовать искать пути к новым деньгам, новым способам фандрайзинга, займется реструктуризацией управления.
О способах адаптации сектора и пойдет речь на нашей ежегодной конференции.
Аудитория
Сектор благотворительных фондов и НКО вступает в 2023 год не в лучшей форме. Существенно упали сборы у фандрайзинговых фондов, часть бизнесов, которые традиционно участвовали в благотворительных проектах и программах, покинули Россию, многие крупные российские компании сократили программы корпоративных пожертвований, к сожалению, понесло потери и интеллектуальное волонтерство, люди уехали. Российский список Forbes укоротился и существенно похудел, вероятно, благотворительность состоятельных граждан может оказаться не столь щедрой, какой она была в прежние годы. Убавилось и социальной рекламы в медиапространстве.
Но сектор работает, опыт пандемийных лет не прошел даром и позволяет найти способы адаптироваться к условиям «новой реальности». Вероятно, ситуация подтолкнет к тому, что корпоративный сектор станет активнее осуществлять совместные благотворительные проекты. Если макроэкономическая ситуация существенно не ухудшится, можно ожидать стабилизации сборов у фандрайзинговых фондов, возможно, начнут появляться новые деньги от новых собственников иностранного бизнеса. Все это вероятно, но автоматически не гарантировано, и сектор на это повлиять не может. Однако будет пробовать искать пути к новым деньгам, новым способам фандрайзинга, займется реструктуризацией управления.
О способах адаптации сектора и пойдет речь на нашей ежегодной конференции.
Модератор
Наталья Каминарская, директор, «Благосфера»
Выступления
Ирина Мерсиянова, директор, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ «Высшая школа экономики»
«Благотворительность в России- противостояние кризисам в период 1998 – 2022»
Фаина Захарова, президент, благотворительный фонд «Линия жизни»
«Новые тренды благотворительного сектора: до кибер фандрайзинга один шаг»
Мария Головченко, заместитель председателя Комитета общественных связей и молодежной политики города Москвы
«Развитие инфраструктуры для поддержки НКО»
Елена Чернышкова, директор, Центр исследования филантропии и социальных программ бизнеса, УрФУ
«Новое время российской благотворительности: что заместит концепцию «миллиона цветов?»
Николай Троцкий, заместитель директора, Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт»
«Децентрализация, изменение сегментации третьего сектора и увеличение участия государства в развитии НКО»
Алена Куратова, учредитель и руководитель благотворительного фонда «Дети-бабочки», член Общественной Палаты РФ
«Куда смещается вектор баланса помощи между государством и НКО»
До 2022 года российский бизнес старался быть максимально инкорпорирован в западные стандарты ведения бизнеса, где рейтинги ESG и уровень корпоративной благотворительности были не просто вопросом престижа, но и способом получения некоторых преференций: привлечение инвестиций (рынок евробондов, например), снижение стоимости заимствований, заключение долгосрочных контрактов на поставки и пр. Прошедший год существенным образом изменил ситуацию: внешние заимствования под большим вопросом, выход на международные рынки - сильно ограничен и т.д. В этой ситуации насколько необходимо следовать прежним бизнес стандартам? Переориентация экономики на Восток, означает ли что западным критериям можно не следовать? Нужно ли создавать российские аналоги рейтингов и насколько они будут приняты международным сообществом? Исходя из вышеизложенного, не превратится ли корпоративная благотворительность из «части стратегии развития компании» в «добрую волю акционеров»?
Филантропия в России имеет свою ярко выраженную региональную специфику, есть общие тренды, которые совпадают и в регионах и в столице, но многое разнится и отличается. Темы сессии показать на живых примерах, как изменились показатели благотворительной активности в регионах за последний год, выросло ли количество реально работающих фондов и НКО, что изменилось в программах, в каком направлении трансформируются источники пожертвований, какова стала доля местных средств в бюджетах НКО, какая динамика публичных мероприятий по сбору частных пожертвований.