Кто, если не мы? Никто не может помочь всем, но каждый может помочь кому-то
Ежегодная конференция для сообщества благотворителей, меценатов, благополучателей, руководителей сектора некоммерческих организаций и благотворительных фондов, которую команда FCongress устраивает с 2004 года.
Основные темы конференции:
Вызовы и тенденции 2025 года в секторе НКО, ответственность бизнеса за развитие территорий присутствия, управление благотворительным фондом — новые подходы в менеджменте,технологические новации для использования в секторе НКО, проблемы и решения связанные с развитием НКО в столице и провинции, новое в фандрайзинге, забота о престиже профессии, художественное отображение образов профессии в искусстве.
Граф Н.Н. Муравьев-Амурский – выдающийся русский государственный деятель, с 1847 по 1861 годы служил генерал-губернатором Восточной Сибири. Скончался в 1881 году в Париже, был похоронен на Монмартрском кладбище. В 1858 году благодаря графу был заключен Айгунский договор, по которому к России была присоединена территория Восточной Сибири и Дальнего Востока площадью более 1 млн кв. километров. За это генерал-губернатор Муравьёв получил титул графа Амурского. В 1908 году по заказу благодарных жителей г. Благовещенска был изготовлен серебряный памятный венок, который был установлен в небольшой часовне по соседству с захоронением графа Н.Н. Муравьева-Амурского в Париже.
Модератор Елена Темичева, директор по коммуникациям и стратегическому развитию, «Благосфера»
Историю рассказывает Елена Чернышкова, исполнительный директор, «Фонд наследия русского зарубежья», проректор Европейского университета в Санкт-Петербурге
Благотворительность в России прошла длинный путь: от бессистемных дотаций и занятия скучающих аристократов до создания профессиональной отрасли, которая объединяет общество, госструктуры и бизнес в лице крупных (и не очень) фондов. Современной отечественной благотворительности всего 30 лет, но это уже зрелая система, значимое явление в экономической и социальной жизни страны - и, будучи ее частью, она испытывает влияние как мейнстримных трендов, так и разнообразных внутренних и внешних факторов. Эмоциональные порывы помочь дополняются (а то и заменяются) решениями, принятыми на основе анализа больших данных. Бизнес и продвинутые благотворительные фонды - в том числе при помощи цифровых технологий - разрабатывают модели благотворительности и взаимодействуют с государственными структурами.
Что сейчас определяет развитие благотворительности в России и каким оно будет в ближайшем будущем? Какие тренды наберут силу в 2025 году? Какой иностранный опыт нам стоит применить и чему мы можем научить другие страны? Появится ли в отечественном классификаторе профессия «Благотворитель»? Эти и другие вопросы обсудим на пленарной сессии конференции.
Модератор Наталья Каминарская, директор, «Благосфера»
Выступления:
Елена Чернышкова, исполнительный директор, «Фонд наследия русского зарубежья», проректор Европейского университета в Санкт-Петербурге
«Помогает ли наука прогнозировать благотворительность?»
Мария Морозова
«Отношения с обществом: крупные фонды берут на себя большую ответственность, вмешиваются, влияют, меняют»
Эльвира Гарифулина, исполнительный директор, БФ «Абсолют-Помощь», программный директор БФ «Свет»
«Расчет или эмоции: что драйвит развитие благотворительности сегодня»
Сессия будет посвящена анализу исторических параллелей между благотворительностью и меценатством российских купцов XIX века и современными инициативами крупнейших компаний по развитию территорий. Участники обсудят, как менялась роль предпринимательства в социально-экономическом развитии регионов, какие вызовы стояли перед меценатами в прошлом и настоящем, а также как современные компании могут продолжать традиции социальной ответственности, влияя на жизнь территорий присутствия.
В XIX веке купечество активно участвовало в развитии городов и территорий, финансируя строительство школ, больниц и культурных учреждений, что способствовало улучшению качества жизни населения и экономическому росту. Благотворительность стала неотъемлемой частью их социальной идентичности и способом повышения общественного престижа.
Сегодня крупнейшие российские компании, такие как «Северсталь», «Норникель», «СИБУР» и другие, продолжают эти традиции, инвестируя в развитие инфраструктуры, экологии, образования и здравоохранения в регионах своего присутствия. Корпоративная социальная ответственность становится важным элементом стратегии компаний, способствуя не только улучшению качества жизни в регионах, но и формированию позитивного имиджа бизнеса и привлечению кадров.
Участники сессии будут обсуждать, как современные компании могут черпать вдохновение в историческом опыте меценатов и купцов XIX века, укрепляя свои позиции в социально-экономическом развитии регионов и продолжая культурные традиции социальной ответственности.
Модератор Елена Тополева-Солдунова, председатель комиссии по развитию некоммерческого сектора Общественной палаты РФ, учредитель БФ «Доброта Севера»
Участники:
Захар Азаров, советник генерального директора по устойчивому развитию, «Северсталь»
Наталья Данилина, президент, фонд «Заповедное посольство»
«Благотворительность в удовольствие» - принцип действия, все чаще подтверждающий свою эффективность в коммуникации третьего сектора с обществом, донорами, волонтерами.
Помогать легко, используя энергии вдохновения, спортивных достижений, азарта и эмоционального подъема - устойчивый тренд, дающий убедительные финансовые результаты и вовлекающий в благотворительность все большее количество неравнодушных людей.
Поговорим об этом с носителями объединяющих идей и win-win технологий добра.
В фокусе:
Участники дискусии:
Валерия Купина, заместитель генерального директора по социальному маркетингу, Fonbet
Алена Куратова, учредитель и руководитель благотворительного фонда «Дети-бабочки»
Сергей Юхин, основатель «Доброго забега» и агентства «Добрые проекты», директор по вовлечению в фонде «Дети наши»
Инновации — основная движущая сила не только экономического, но и социального развития. С одной стороны, инновации принято определять как новые идеи, методы или процессы, которые могут быть использованы для повышения эффективности, улучшения качества жизни и создания новых возможностей. В то же время инновации — это не всегда про изобретение нового, а зачастую про «применение уже существующего знания, но в новом контексте».
Знание потребностей благополучателей, растущая профессионализация сектора, высокий уровень экспертизы и управленческой гибкости позволяют НКО находить и тестировать неординарные подходы и решения, которые впоследствии масштабируются и интегрируются в практику государственных услуг. Сектор становится генератором новых профессий: комьюнити-менеджер или фандрайзер, координатор волонтёров или грант-менеджер. При этом большим преувеличением будет сказать, что в секторе нет проблем с внедрением изменений, включая использование цифровых технологий, и формированием инновационной культуры, позволяющей в полной мере утилизировать всю полноту того потенциала, который есть у цифры.
Модератор Ирина Ефремова-Гарт, директор по устойчивому развитию, «Мобиус Технологии»
Устойчивое развитие сектора НКО невозможно без наличия инфраструктурных организаций, которые представляют собой своего рода ДНК сектора, позволяют продуцировать разнообразие форм объединений граждан в формальные и неформальные институты. Инфраструктурные НКО выполняют следующие функции: создание и продвижение видения развития некоммерческого сектора; сохранение и передача ценностей как залога существования сектора; создание/поддержка новых моделей некоммерческих институтов, отвечающих времени; обмен знаниями как внутри сектора, так и за его пределами, направленное на укрепление других институтов и развитие инноваций; создание/увеличение ресурсного потенциала как залога воплощения инноваций. Таким образом, мы можем говорить о двоякой роли инфраструктуры — охранительной в части сохранения и передачи ценностей и опыта сектора и каталитической, направленной на продвижении сектора к дальнейшему развитию в современных условиях и формирующему позитивные социальные изменения. Насколько сегодняшние инфраструктурные организации отвечают потребностям этой роли, кто может поддерживать их существование? Об этом пойдет речь на сессии.
Модератор Елена Малицкая, президент, «Сибирский Центр Поддержки Общественных Инициатив»
Участники дискуссии:
Эльвира Алейниченко, руководитель центра управления социальных инноваций, GrantRafting
Наталья Каминарская, директор, «Благосфера»
Марина Михайлова, директор, Архангельский центр социальных технологий «Гарант»
Оксана Орачева, генеральный директор, Благотворительный фонд Владимира Потанина
Россия в течение десятилетий имела репутацию страны с сильной государственной образовательной системой, особенно в сфере точных наук и технического образования. С развитием частной благотворительности появились частные школы и университеты, при этом лишь немногие из них достигли действительного академического превосходства. На сессии мы обсудим, какую роль в действительности играет частное образование в России и зачем оно вообще нужно, могут ли частные учебные заведения изменить ситуацию в образовательной системе всей страны (или это социальная услуга для элиты) и в чем состоит мотивация доноров, поддерживающих частное образование?
Модератор Елена Чернышкова, исполнительный директор, «Фонд наследия русского зарубежья»
«ДА, это хорошо, потому что стимулирует бизнес приносить новые деньги в благотворительность»
«НЕТ, это плохо, потому что в скором времени приведет к коммерциализации сектора»
Участники дебатов:
Лев Амбиндер, Президент, председатель совета директоров Благотворительного фонда помощи тяжелобольным детям, инвалидам и сиротам «Русфонд»
Екатерина Воронина, исполнительный директор Фонда управления целевым капиталом, Высшая школа менеджмента СПбГУ
Елена Осипова, учредитель и генеральный директор, благотворительный фонд помощи детям и их семьям «Провидение»
Людмила Пантелеева, директор, эндаумент-фонд «Филантроп»
Юлия Данилова, главный редактор, портал «Милосердие.ру»
Москва всегда и во всем была трендсеттером. Так ли это сегодня? Благотворительностью по всей стране занимаются столько активных, креативных и вовлеченных людей, что инновации часто рождаются в провинции. Обсудим особенности деятельности НКО в Москве и других регионах, специфику взаимодействия организаций между собой, с чиновниками, бизнесом, научным сообществом, тренды и эффективно работающие практики.
Модератор Эльвира Гарифулина исполнительный директор, БФ «Абсолют-Помощь», программный директор, БФ «Свет»
Участники дискуссии:
Марина Аксенова, директор, благотворительный фонд, «Солнечный город»
Надежда Ли, соучредитель, директор, БФ «Дедморозим»
Алина Сетова, президент, БФ СТ «Все получится!»
В НКО-индустрии фандрайзеры давно заняли свое признанное и уважаемое место. Всем понятно, что от них зависит финансовое благополучие организации. Но по факту в большинстве случаев они выполняют и функции маркетологов, ибо маркетинга как самостоятельной функции в НКО нет. По факту он есть, но специалистов нет, бюджетов на маркетинг нет, проработанных процессов по маркетингу тоже нет. Что есть, так это размытость границ: где кончается маркетинг и начинается фандрайзинг. Зачем он нужен и почему? Ключевое отличие маркетинга в НКО от коммерческого заключается в том, что в благотворительности нужно мотивировать людей "отдавать свое чужому". Кто и как это делает и какие стратегии использует?
Модератор Ирина Меньшенина, член совета Ассоциации фандрайзеров, основатель Charity Solutions Consulting
Участники дискуссии:
Елена Важенкова, директор департамента фандрайзинга и коммуникаций, «Детские деревни SOS»
Евгения Петельчук, директор по развитию, фонд «Антон тут рядом»
Екатерина Полякова, руководитель направления по работе к с корпоративными клиентами и благотворительными платформами, БФ «Дорога жизни»
Прокофьев Андрей, руководитель отдела по работе с юридическими лицами
Обсуждение корпоративной благотворительности происходит в отношении крупных корпораций, про их участие известно почти все, среди них есть лидеры и аутсайдеры, существуют конкурсы, рейтинги и прочие табели о рангах. А что с малым бизнесом, частными предпринимателями? Занимаются ли они благотворительностью? Как сделать так, чтобы эта самая многочисленная категория бизнеса, которой рулят частные предприниматели — активные люди, часто напрямую взаимодействующие со своими клиентами — больше и с удовольствием участвовала в жизни своих сообществ и общества в целом? На сессии обсудим недавние успешные кейсы вовлечения малых предпринимателей в благотворительность.
Участники дискуссии:
Наталья Шмонина, исполнительный директор, АНО «Больше чем спорт»
Только ли бизнесмены занимались благотворительностью в России? Гарантирует ли мировая слава успех на родине? Может ли один человек создать целую систему? Как масштабная деятельность одной разносторонней личности влияет на культурный код города? На примере жизни и творчества Антона Рубинштейна разберем, каковы идеи милосердия на слух. И попробуем сами расслышать их в его музыке.